Одно из наиболее авторитетных изданий Японии, газета «Asahi Shimbun», подтвердила предварительную оценку китайских экспертов о том, что природная катастрофа, произошедшая в Стране восходящего солнца, сократила производственный потенциал ее стальной отрасли приблизительно на 1/5. Поскольку в 2010 году Япония, по данным «Japan Iron and Steel Federation», произвела около 110 млн тонн стали, речь в данном случае может идти об уменьшении годового производства на 22 млн тонн. По данным «Asahi Shimbun», в ближнесрочной перспективе среди отраслей, в которых будет наблюдаться устойчивое падение производства, оказалось и национальное автомобилестроение. Со вчерашнего дня значительное количество японских автомобилестроительных компаний приняло решение на какое-то время приостановить производство (в основном – в связи с возникшими перебоями с энергоснабжением и поставками необходимой комплектации). Оценивая время, которое может понадобиться стальной промышленности Японии для восстановления производственных мощностей, разрушенных землетрясением и цунами, пострадавшие сталелитейные компании пока избегают четких оценок. Но в ряде случаев речь идет о том, что в негодность пришли непосредственно печи для плавки металла, конвертеры, станки прокатки и т. п. оборудование. Это объясняет поспешность, с которой некоторые местные автомобилестроительные фирмы начали искать альтернативных поставщиков (надеяться на то, что объемы производства необходимых им видов плоского проката восстановятся очень уж быстро – не приходится). По мнению стратега компании «UBS» Питера Хиксона, потребности Японии в длинномерном прокате (который потребуется для восстановления разрушенных по всей стране зданий) могут быть практически полностью обеспечены за счет использования «внутренних резервов». По его словам, потенциал мощностей по производству сортового проката в последнее время использовался в Стране восходящего солнца приблизительно лишь на 60 %, что позволяет местным металлургам удовлетворить любое, даже скачкообразное повышение внутреннего спроса. К тому же еще одну (и немаловажную) препону для зарубежных поставщиков создает то, что вся арматура и балки, предназначенные для японского строительства, должны соответствовать сейсмоустойчивым, ужесточенным стандартам. «Поправить свои дела» у сталеваров других стран, скорее всего, получится лишь за счет временного замещения японского экспорта на азиатских рынках. Тут уже открываются гораздо более интересные перспективы, в основном – для производителей плоского проката и корабельной стали. Основная конкуренция в этой области, похоже, развернется между китайскими, корейскими, украинскими и российскими экспортерами стали.
|